Я с некоторым запаздыванием поняла, чем мне не понравилась Малефисента. И с еще большим запаздыванием это записываю, потому что вся неделя у меня вылетела, я или возвращалась в первом часу ночи, или лихорадочно пыталась сделать все бытовые дела в оставшийся промежуток времени.
Так вот, все, кто писал про фильм, обсуждали отрезанные крылья и все, что с ними связано. Образ сильный и яркий, но за ним не видно некоторых вещей, которые все-таки просматриваются и портят общую картину. Я насчитала две мысли, одна из которых просто гаденькая, а вторая для меня очень страшная. Такая страшная, что не хочется ее думать, именно потому, что она слишком похожа на правду.
Будем занудами, пройдемся по сюжету в режиме пошаговой отладки.Будем занудами, пройдемся по сюжету в режиме пошаговой отладки. Юная фея, повстречав воришку, не топит его в болоте и вообще никак не наказывает, хотя он не только вор, но и лжец - соврал про камушек. Она не понимает, что люди непохожи на жителей леса и думает, что достаточно вернуть его и камень на место, и все будет как было.
Прошло время, но фея все еще не понимает, кто такие люди и что такое человеческая иерархия. Что люди не всегда принадлежат себе. Подчиняются королю. Присягают ему на верность. Ей вообще неведомы никакие вертикальные отношения, у них на болотах это не принято. Однако, как принято у них на болотах, нам не показывают. Показывают только, что она пытается установить с будущим королем отношения на равных. И это - единственная попытка равных отношений во всем фильме. Заметьте, это важно.
Войну с людьми она, похоже, воспринимает как "пришли нехорошие люди, мы их прогнали". Поэтому так доверяет своему человеческому любовнику, который пришел после долгого перерыва. И здесь еще один интересный момент. Если бы он тогда просто ее убил, как собирался, не было бы длинной истории с проклятием. Как не было бы ее, если бы Малефисента в детстве прогнала бы воришку более злобно. Однако, весь фильм эти двое, вопреки всему, пытаются друг друга НЕ убить. До самого последнего момента. И каждый раз получается, что выбор был неправильным, и только смертью эта история и закончится. Малефисента и убивала, и проклинала, но в самом конце совершенно необъяснимо не хочет убивать короля. Вряд ли из сентиментальных соображений - это последняя точка сюжетной линии, идущей через весь фильм.
Попытка прекратить вражду и построить равные отношения. Вернее, несколько попыток, которые проваливаются одна за другой. После утраты крыльев Малефисента все-таки начинает интересоваться, что за существа эти люди и зачем им так нужна власть. И, выяснив, больше никогда не играет на равных. Диавалю она говорит "Будешь моими крыльями". Не другом, не помощником, даже не слугой. И дальше он вообще никак себя не проявляет, кроме как придаток к Малефисенте. Можно сказать, что это его выбор, и он весь фильм ей помогает добровольно, но ведь можно было показать его сомнения, чувства, инициативу - нет, он только крылья. Когда они в конце красиво летают вдвоем, это совершенно не умиляет.
Но как же Аврора? Вроде бы примирение и отказ от мести? Нет. Аврора с самого начала не на стороне отца. С самого детства, когда начинает тянуться в лес, а не к людям. Для людей она чужая.
И вот в конце, когда сначала с пафосом выясняется, что "любви нет", а потом - что есть, но не от принца, на самом деле выясняется, что нет отношений на равных. Нет у них перспективы. Потому что Аврора и Малефисента - тоже, естественно, не на равных.
Эти две мысли и испортили мне праздник. Первая, явно заметная, про перекос в отношениях, и вторая, неявно прописанная, но жуткая - про бессмысленность компромиссов. Может быть, вторую мысль додумала я сама, но вот какую картину я не могу развидеть: при вражде интересов еще можно договориться, но на границе двух (или больше) принципиально разных способов жизни (огонь и железо против бионики и антигравитации, вертикальная иерархия против проектного менеджмента) никакие договоренности невозможны. Потому что договариваться можно, если есть общий язык и картины мира хоть где-то совмещаются.