Ничего, как-нибудь впоследствии я им тоже не пригожусь
Очень тяжело переводить ощущения в слова, и я не уверена. что перечислила события в правильной последовательности - их было столько, что я могла запутаться. Ну, в крайнем случае, можно списать на необразованность персонажки. Итак...
Отчет по Испании, очень много буковПод унылым ноябрьским дождем Исабель Мартинес шла с завода. Сегодня опять было собрание после ударной смены, обсуждали, как организовать поставки руды и сбыт готовой продукции. Хозяин фабрики сбежал, оставив рабочим не только станки, но и долги и проблемы. Было трудно, но рабочие решали все вместе и им всегда удавалось найти решение, которое устроило бы всех. Голосования проходили единогласно.
На улице собрался народ, выступал вернувшийся в город Синдик. Оправдывался, объяснялся. Предлагал устроить перевыборы. Собравшиеся слушали его с недоверием. В городе неспокойно, и Исабель все не может понять - а кто же сейчас у власти? Она думала, что реввоенсовет, а вот синдик утверждает, что он. Впрочем, остальные тоже не очень понимают. Вчера рабочие отдали готовую продукцию представителям анархистов, а себе оставили ровно столько, сколько нужно человеку для хозяйственных нужд и обмена на еду. Это справедливо, зачем людям излишки? Исабель поймала себя на мысли, что почти не тратит деньги в последнее время - хозяйственные мелочи и еду можно получить и на заводе, а одежду совсем недорого пошить у тетки Росы из лагеря беженцев. Зачем они вообще нужны, эти деньги? Рабочие люди всегда между собой договорятся. Мы поставляем динамит шахтерам, они нам - руду, еще бы с крестьянами наладить обмен, с едой сейчас трудно. Говорят, что может начаться голод.
На следующий день был скандал - продукция с завода пропала и появилась в кофейне по спекулятивным ценам, за кусок мыла просили 30 песет, хозяин кафе утверждает, что получил мыло от синдика. Рабочие недовольны, грозятся, что больше не отдадут продукцию. В городе растет недовольство властью. На улице к Исабель подошел человек в подозрительно новом костюме и предложил ей пойти возделывать пустующие поля. Исабель возмутилась, да кто он такой. Чудак в костюме тоже возмутился, стал говорить, что поля стоят непаханные, озимые не засеяны, урожая не будет, никто об этом не думает и даже не знает, сколько в городе людей, сколько им нужно еды, и как распланировать поставки продовольствия. Исабель ответила, что про весь город она, действительно, не знает, но у них на заводе ведется строгий учет всему, что производится. Ее собеседник обещал придти к ним и узнать все данные.
Вечером Исабель увидела у проходной завода смутно знакомую женскую фигуру. Да это же Адела, девушка из ее родного села! Как там, в деревне? В деревне плохо, многие жители разъехались, некому возделывать поля, а невеликий урожай каждый раз отбирают какие-нибудь вооруженные люди. Какое-то количество зерна у них сейчас осталось, и она шла договариваться в кофейню, чтобы его продать. Никаких кофеен! Можно договориться напрямую с заводом. Кстати, подозрительный господин в белой рубашке был в чем-то прав, поля действительно не обрабатывают...
К зиме завод вышел на новые мощности, рабочих стало больше, начали приходить жители из лагеря беженцев, даже дети. Младшему только исполнилось 12 лет, а работает как взрослый и даже вступил в профсоюз. Беженцы были беспартийными, но вместе с остальными рабочими оставались на собрания профсоюза, а один из них, Рафаэль, прекрасно играл на гитаре. После смены пели песни, говорили о революции. Исабель рассказывала женщинам о равноправии и предлагала весной отпраздновать 8 марта. Кстати, надо попросить Росу сшить ей платье на праздник. Правда, товарищ Палома говорит, что рабочей женщине лучше ходить в брюках, но если платье будет ярко-красным, почему бы нет?
Тем временем появилась проблема нехватки руды. Пока завод простаивал без сырья, рабочие вместе с шахтерами добывали руду на шахте, а потом везли ее на завод. Дорога до шахты была опасной, опасались карлистов, которые могут попытаться отбить руду, рассказывали про безумных крестьян с мачете, которые бросаются на людей. Однажды карлистам даже удалось захватить город, но совсем ненадолго. Исабель в это время была на шахте, и когда вернулась, их уже не было. По ночам на заводе, сменяясь, дежурили рабочие. Исабель научилась стрелять и охраняла завод с оружием. Как-то раз к ней подошел хозяин кафе и предложил пойти к ним официанткой. Исабель рассмеялась, и сказала, что шахтерам нужен динамит, поэтому с завода она не уйдет.
Восьмого марта Исабель проснулась от криков на улице - анархисты собирали отряд и предлагали всем, кто может держать оружие, идти на карлистов. Отряд вышел в сторону деревни, а Исабель осталась охранять завод. Платье на праздник она так и не надела, хотя митинг в честь женского дня все же состоялся, выступали и женщины с завода - товарищ Тереза и товарищ Палома.
Ничего, можно будет надеть платье на корриду. Однако, и корриды в этот раз не было - во время очередной вылазки карлистов убили тореадора. Исабель знала, что если они снова нападут, то не смогут взять завод - прочные стены и узкий переулок, перегороженный баррикадами, на который выходила проходная, сделали завод неприступной крепостью. А для Исабель завод давно стал родным домом. Плакаты на стенах, новые станки, аккуратный и чистый склад, где все лежит на своих местах - рабочие во всем поддерживали порядок. Да и на шахте стало совсем по-другому - кривые и темные штреки, в которые было страшно спускаться. теперь расширили и укрепили, для шахтеров сделали комнату отдыха. Жаль, что Исабель не уехала из деревни раньше, до последнего надеялась на лучшее.
Это все церковники, они призывали народ смиряться, терпеть и не искать лучшей жизни. И до сих пор все никак не успокоятся - то по улице пойдут крестным ходом, то в клубе молебен устроят. Ну и что, что раньше был собор святого Ираклия - постановили, что клуб, значит клуб. Один священник пронес в госпиталь оружие раненому карлисту, другой был пойман при попытке провести богослужение. изворачивался, врал, но каким-то чудом выторговал возможность собраться верующим в бывшем соборе. Товарищ Лурдита разрешила верующим тихо помолиться. без священника и мессы, и теперь он стоит у дверей и мимо него проходят верующие. Дамы в кружевных мантильях, господа с набриолиненными усами. Какие же они смешные и нелепые! Не понимают, что сейчас другая жизнь, цепляются за старое и тащат назад остальных. Разогнать бы... нельзя, революционный комитет разрешил.
Четверо рабочих с оружием заходят вслед за верующими и встают у них за спинами. Верующие повторяют молитву деве Марии. Снова и снова. Уходя, кто-то из них бросает фразу, что раз рабочие тоже присутствовали и не простестовали - а значит, присоединились к ним и тоже молча участвовали в молитве. Исабель злится, но где-то, в самой глубине души, не может не отдать им должное.
На заводе опять скоро праздник, теперь готовятся к первому маю. Тревожно, новости одна страшней другой, говорят, что правительство объединилось с карлистами и вышел приказ о разоружении милисьянос. Разоружатья на заводе никто не собирается. Посреди смены раздается вой сирены. В бомбоубежище собрался почти весь город, и верующие в том числе. А вот споем им Интернационал, и как там насчет молчаливого согласия? Верующие начали молиться, зато многие другие присоединились к пению.
Во время очередной смены на город напали карлисты. Завод скобяних изделий находился на краю Алькантары, недалеко от дороги, ведущей к шахте и полям, откуда обычно ждали нападения. И на этот раз нападавшие не рискнули приблизиться к заводу, рабочие сами вышли против них. Исабель было очень страшно выходить из под защиты стен завода, но она пошла вслед за остальными. Карлисты пока не подошли близко, фигуры мелькают вдалеке за деревьями. Исабель стреляла в них, но, скорее всего, так ни разу и не попала. Последнее, что она запомнила - крик "смерть коммунистам", силуэт с мачете, выпрыгнувший откуда-то сбоку и удар. Уже потом, в госпитале ей сказали, что она могла бы умереть от потери крови, но ее перевязала профессиональная медсестра, женщина из дома Маурис. Исабель выздоравливала долго, впервые за очень долгое время у нее была возможность спокойно обдумать все, что произошло. Вот эта женщина, она ведь знала, что Исабель против них, и все равно оказала ей помощь. Значит, не все сторонники традиций - враги? Так сложно принимать решения, когда вокруг политика, а ты не то что сложные идеи понимать - читать-то с трудом научилась. Поэтому Исабель рассуждала просто - людей надо судить по поступкам, а идеи - по поступкам их сторонников. Говорить-то можно что угодно, а ты сделай. Вот, например коммунисты - на словах за революцию, а на деле то с синдиком советуются, то верующим собраться разрешат. Анархисты действуют гораздо правильнее. Но Исабель все равно терзали сомнения, она не могла отделатья от чувства, что теперь в мире что-то изменилось, он стал сложнее. Може быть для всех, а может, только для нее.
Вернувшись на завод, Исабель узнает, что вечером будет коррида и драться с быком будет товарищ Мария, горный инженер с шахты. Исабель удивляется - как можно подвергать опасности такого ценного специалиста? Ей отвечают, что есть традиция, по которой житель города может вызвать на бой быка, и если сможет победить, ему будет сопутствовать удача. Удача им очень нужна, если получится взорвать перевал, провинция окажется полностью отрезанной от внешнего мира и карлисты не захватят город. Но ведь традиции и старинные предания - такой же опиум для народа, как и религия. А что об этом сказал бы Карл Маркс? Ей говорят, что все же у Испании своя судьба и своя специфика, но Исабель больше не спорит - видать, и правда в мире что-то изменилось.
Если не удастся взорвать перевал, город будет захвачен. Самые активные рабочие уйдут через горы за границу - им удалось достать бланки чистых паспортов. Исабель предлагают остаться в городе и держать связь, но от одной мысли об этом становится невыносимо. Опять бесправие, вранье, опять перебиваться с хлеба на воду и зависеть от богатых. Наверное, беженцы из лагеря примут ее к себе, если попросить, но как же тяжело будет возвращаться к старому. Рабочие оставляют фабрику и перетаскивают запасы и оружие в крепость. Скоро коррида. На площади собирается все население Алькантары. Перед началом Роса поет о войне и разъединении. Прекрасный голос, но как же печально она поет. Ведут быка. Развязка наступает быстро - после короткого боя убиты и бык, и Мария. И тут же раздается грохот - перевал взорвали.
Теперь Алькантара полностью отрезана от внешнего мира. Что будет дальше? Говорят, что руда на шахте иссякла, а таких опытных инженеров, как товарищ Мария, больше нет. Что город и дальше будут бомбить и могут разбомбить полностью. Что это не победа, а временная передышка. Но ведь никто не знает точно, что еще может случиться, жизнь быстро меняется, и надежда на лучшее пока еще есть.
Отчет по Испании, очень много буковПод унылым ноябрьским дождем Исабель Мартинес шла с завода. Сегодня опять было собрание после ударной смены, обсуждали, как организовать поставки руды и сбыт готовой продукции. Хозяин фабрики сбежал, оставив рабочим не только станки, но и долги и проблемы. Было трудно, но рабочие решали все вместе и им всегда удавалось найти решение, которое устроило бы всех. Голосования проходили единогласно.
На улице собрался народ, выступал вернувшийся в город Синдик. Оправдывался, объяснялся. Предлагал устроить перевыборы. Собравшиеся слушали его с недоверием. В городе неспокойно, и Исабель все не может понять - а кто же сейчас у власти? Она думала, что реввоенсовет, а вот синдик утверждает, что он. Впрочем, остальные тоже не очень понимают. Вчера рабочие отдали готовую продукцию представителям анархистов, а себе оставили ровно столько, сколько нужно человеку для хозяйственных нужд и обмена на еду. Это справедливо, зачем людям излишки? Исабель поймала себя на мысли, что почти не тратит деньги в последнее время - хозяйственные мелочи и еду можно получить и на заводе, а одежду совсем недорого пошить у тетки Росы из лагеря беженцев. Зачем они вообще нужны, эти деньги? Рабочие люди всегда между собой договорятся. Мы поставляем динамит шахтерам, они нам - руду, еще бы с крестьянами наладить обмен, с едой сейчас трудно. Говорят, что может начаться голод.
На следующий день был скандал - продукция с завода пропала и появилась в кофейне по спекулятивным ценам, за кусок мыла просили 30 песет, хозяин кафе утверждает, что получил мыло от синдика. Рабочие недовольны, грозятся, что больше не отдадут продукцию. В городе растет недовольство властью. На улице к Исабель подошел человек в подозрительно новом костюме и предложил ей пойти возделывать пустующие поля. Исабель возмутилась, да кто он такой. Чудак в костюме тоже возмутился, стал говорить, что поля стоят непаханные, озимые не засеяны, урожая не будет, никто об этом не думает и даже не знает, сколько в городе людей, сколько им нужно еды, и как распланировать поставки продовольствия. Исабель ответила, что про весь город она, действительно, не знает, но у них на заводе ведется строгий учет всему, что производится. Ее собеседник обещал придти к ним и узнать все данные.
Вечером Исабель увидела у проходной завода смутно знакомую женскую фигуру. Да это же Адела, девушка из ее родного села! Как там, в деревне? В деревне плохо, многие жители разъехались, некому возделывать поля, а невеликий урожай каждый раз отбирают какие-нибудь вооруженные люди. Какое-то количество зерна у них сейчас осталось, и она шла договариваться в кофейню, чтобы его продать. Никаких кофеен! Можно договориться напрямую с заводом. Кстати, подозрительный господин в белой рубашке был в чем-то прав, поля действительно не обрабатывают...
К зиме завод вышел на новые мощности, рабочих стало больше, начали приходить жители из лагеря беженцев, даже дети. Младшему только исполнилось 12 лет, а работает как взрослый и даже вступил в профсоюз. Беженцы были беспартийными, но вместе с остальными рабочими оставались на собрания профсоюза, а один из них, Рафаэль, прекрасно играл на гитаре. После смены пели песни, говорили о революции. Исабель рассказывала женщинам о равноправии и предлагала весной отпраздновать 8 марта. Кстати, надо попросить Росу сшить ей платье на праздник. Правда, товарищ Палома говорит, что рабочей женщине лучше ходить в брюках, но если платье будет ярко-красным, почему бы нет?
Тем временем появилась проблема нехватки руды. Пока завод простаивал без сырья, рабочие вместе с шахтерами добывали руду на шахте, а потом везли ее на завод. Дорога до шахты была опасной, опасались карлистов, которые могут попытаться отбить руду, рассказывали про безумных крестьян с мачете, которые бросаются на людей. Однажды карлистам даже удалось захватить город, но совсем ненадолго. Исабель в это время была на шахте, и когда вернулась, их уже не было. По ночам на заводе, сменяясь, дежурили рабочие. Исабель научилась стрелять и охраняла завод с оружием. Как-то раз к ней подошел хозяин кафе и предложил пойти к ним официанткой. Исабель рассмеялась, и сказала, что шахтерам нужен динамит, поэтому с завода она не уйдет.
Восьмого марта Исабель проснулась от криков на улице - анархисты собирали отряд и предлагали всем, кто может держать оружие, идти на карлистов. Отряд вышел в сторону деревни, а Исабель осталась охранять завод. Платье на праздник она так и не надела, хотя митинг в честь женского дня все же состоялся, выступали и женщины с завода - товарищ Тереза и товарищ Палома.
Ничего, можно будет надеть платье на корриду. Однако, и корриды в этот раз не было - во время очередной вылазки карлистов убили тореадора. Исабель знала, что если они снова нападут, то не смогут взять завод - прочные стены и узкий переулок, перегороженный баррикадами, на который выходила проходная, сделали завод неприступной крепостью. А для Исабель завод давно стал родным домом. Плакаты на стенах, новые станки, аккуратный и чистый склад, где все лежит на своих местах - рабочие во всем поддерживали порядок. Да и на шахте стало совсем по-другому - кривые и темные штреки, в которые было страшно спускаться. теперь расширили и укрепили, для шахтеров сделали комнату отдыха. Жаль, что Исабель не уехала из деревни раньше, до последнего надеялась на лучшее.
Это все церковники, они призывали народ смиряться, терпеть и не искать лучшей жизни. И до сих пор все никак не успокоятся - то по улице пойдут крестным ходом, то в клубе молебен устроят. Ну и что, что раньше был собор святого Ираклия - постановили, что клуб, значит клуб. Один священник пронес в госпиталь оружие раненому карлисту, другой был пойман при попытке провести богослужение. изворачивался, врал, но каким-то чудом выторговал возможность собраться верующим в бывшем соборе. Товарищ Лурдита разрешила верующим тихо помолиться. без священника и мессы, и теперь он стоит у дверей и мимо него проходят верующие. Дамы в кружевных мантильях, господа с набриолиненными усами. Какие же они смешные и нелепые! Не понимают, что сейчас другая жизнь, цепляются за старое и тащат назад остальных. Разогнать бы... нельзя, революционный комитет разрешил.
Четверо рабочих с оружием заходят вслед за верующими и встают у них за спинами. Верующие повторяют молитву деве Марии. Снова и снова. Уходя, кто-то из них бросает фразу, что раз рабочие тоже присутствовали и не простестовали - а значит, присоединились к ним и тоже молча участвовали в молитве. Исабель злится, но где-то, в самой глубине души, не может не отдать им должное.
На заводе опять скоро праздник, теперь готовятся к первому маю. Тревожно, новости одна страшней другой, говорят, что правительство объединилось с карлистами и вышел приказ о разоружении милисьянос. Разоружатья на заводе никто не собирается. Посреди смены раздается вой сирены. В бомбоубежище собрался почти весь город, и верующие в том числе. А вот споем им Интернационал, и как там насчет молчаливого согласия? Верующие начали молиться, зато многие другие присоединились к пению.
Во время очередной смены на город напали карлисты. Завод скобяних изделий находился на краю Алькантары, недалеко от дороги, ведущей к шахте и полям, откуда обычно ждали нападения. И на этот раз нападавшие не рискнули приблизиться к заводу, рабочие сами вышли против них. Исабель было очень страшно выходить из под защиты стен завода, но она пошла вслед за остальными. Карлисты пока не подошли близко, фигуры мелькают вдалеке за деревьями. Исабель стреляла в них, но, скорее всего, так ни разу и не попала. Последнее, что она запомнила - крик "смерть коммунистам", силуэт с мачете, выпрыгнувший откуда-то сбоку и удар. Уже потом, в госпитале ей сказали, что она могла бы умереть от потери крови, но ее перевязала профессиональная медсестра, женщина из дома Маурис. Исабель выздоравливала долго, впервые за очень долгое время у нее была возможность спокойно обдумать все, что произошло. Вот эта женщина, она ведь знала, что Исабель против них, и все равно оказала ей помощь. Значит, не все сторонники традиций - враги? Так сложно принимать решения, когда вокруг политика, а ты не то что сложные идеи понимать - читать-то с трудом научилась. Поэтому Исабель рассуждала просто - людей надо судить по поступкам, а идеи - по поступкам их сторонников. Говорить-то можно что угодно, а ты сделай. Вот, например коммунисты - на словах за революцию, а на деле то с синдиком советуются, то верующим собраться разрешат. Анархисты действуют гораздо правильнее. Но Исабель все равно терзали сомнения, она не могла отделатья от чувства, что теперь в мире что-то изменилось, он стал сложнее. Може быть для всех, а может, только для нее.
Вернувшись на завод, Исабель узнает, что вечером будет коррида и драться с быком будет товарищ Мария, горный инженер с шахты. Исабель удивляется - как можно подвергать опасности такого ценного специалиста? Ей отвечают, что есть традиция, по которой житель города может вызвать на бой быка, и если сможет победить, ему будет сопутствовать удача. Удача им очень нужна, если получится взорвать перевал, провинция окажется полностью отрезанной от внешнего мира и карлисты не захватят город. Но ведь традиции и старинные предания - такой же опиум для народа, как и религия. А что об этом сказал бы Карл Маркс? Ей говорят, что все же у Испании своя судьба и своя специфика, но Исабель больше не спорит - видать, и правда в мире что-то изменилось.
Если не удастся взорвать перевал, город будет захвачен. Самые активные рабочие уйдут через горы за границу - им удалось достать бланки чистых паспортов. Исабель предлагают остаться в городе и держать связь, но от одной мысли об этом становится невыносимо. Опять бесправие, вранье, опять перебиваться с хлеба на воду и зависеть от богатых. Наверное, беженцы из лагеря примут ее к себе, если попросить, но как же тяжело будет возвращаться к старому. Рабочие оставляют фабрику и перетаскивают запасы и оружие в крепость. Скоро коррида. На площади собирается все население Алькантары. Перед началом Роса поет о войне и разъединении. Прекрасный голос, но как же печально она поет. Ведут быка. Развязка наступает быстро - после короткого боя убиты и бык, и Мария. И тут же раздается грохот - перевал взорвали.
Теперь Алькантара полностью отрезана от внешнего мира. Что будет дальше? Говорят, что руда на шахте иссякла, а таких опытных инженеров, как товарищ Мария, больше нет. Что город и дальше будут бомбить и могут разбомбить полностью. Что это не победа, а временная передышка. Но ведь никто не знает точно, что еще может случиться, жизнь быстро меняется, и надежда на лучшее пока еще есть.
Шейла О'Браен
В реальности их потом объявили вне закона, при активном участии коммунистов. А на игре коммунисты отказались выступить против товарщией.
Douglas, понятно.